Русская Православная Церковь. Взгляд изнутри и снаружи
Друзья, как-то наткнулся я на интереснейший опыт людей, пробывших в церкви и знающих изнутри, что это такое, знающих её порядки. Это показалось мне настолько интересным, что я решил выложить эту информацию сюда, тем более что здесь уже создались подобные темы про субкультуры и различные традиции (см. Растаманы и Эмо), а также была затронута тема сект.
Написал Escaton, 06.11.2008 в 12.55
glashenka: Сециально для Вас, ибо другим это врядли будет интересно (много буков).
Да в общем–то и описывать нечего особо…если вы про учебу в семинарии, я туда шол потому что по малолетству верил, что если где–то в мире и осталась порядочность, вера и добро, так это там, в Церкви. Устройство там оказалось как в армии: "перваки (первокурсники) — духи бесплотные, которых чмырят все". Это стало понятно после первых месяцев "учебы" (учеба в кавычках потому, что помимо самого процесса обучения есть еще и "послушания" о которых тоже раскажу). Собственно, за первые полгода ничего нового для себя я не узнал, преподавались элементарные вещи, которые я учил готовясь ко вступительным экзаменам. Зато были "послушания". Под этим словом подразумевается разного рода работа, "во славу Божию" (тоесть бесплатно). Работа была самая разнообразная, от чистки туалетов до тягания 200килограмовых бетонных блоков, посредством продетого в ушки (которые для крановых крюков) лома, за который цеплялись студенты и волокли. Такая работа занимала 70% времени проведенного на территории семинарии. Разумеется, многие не выдерживали и уходили, кто сам, кто "по состоянию здоровья" (отрезаные пальцы на циркулярке, падения с высоты, некоторые "повисали" на острых прутьях ограды, просто оступившись, в момент перетаскивания строительного мусора за территорию семинарии). Вобщем оставались самые выносливые и верующие (обычно уже прошедшие армию, был у нас даже парень из горячей точки, тогда как раз вторая чеченская кампания была в самом разгаре) и самые скользкие (те кто "увиливал" грамотно подлизав инспектору). Все это, конечно, преподносилось как благо: воспитание смирения, одной из благостей, уничтожение в неофитах гордыни и "самости". На деле, это оказывался рабский труд, 5 дней в неделю вкалывать с утра до вечера, периодически "отдыхая" на занятиях, где преподавали такие предметы как история (как мирская так и церковная), риторика (искуство речи), патрология (чтоб знали, что сказал какой–нибудь Парфиний Гробокопатель на вопрос почему приметы сбываются) и другие гумунитарные штуки. Самое страшное был КАТЕХИЗИС — тупая зубрежка цитат из Св.Писания. Преподавал ее страшный человек (разумеется монах, занимающий должность проректора), которому доставляло удовольствие глумление над семинаристами. Невыучить катехизис значило попасть в немилость и обречь себя на дополнительные "послушания" в духе чистки сартира (деверенского типа, совковой лопатой кидать сами знаете что). ПОэтому у каждого семинариста имелась записная книжка куда выписывались цитаты и которая перечитывалась в любую свободную минуту. Собственно, другого времени учить небыло. После такого финта ушами "отсеивались" самые забывчивые. Крайне нежелательно было "забывать" о богослужениях, студентов распределяли на группы, которые дежурили по храму, вели службу (хор и помощь в алтаре) и убирали храм до и после службы. + Обязательно нужно было посещать богослужения в среду и пятницу (всенощное бдение) и конечно суббота и воскресенье (Литургия и Всенощное бдение). Другими словами выходных и праздников небыло. Была 1 неделя "каникул" летом. Отпускали по группам. Праздники конечно тоже требовали обязательного присутствия всех студентов в полном составе (исключения — умершие и хорошо подлизавшие). Я досихпор мучаюсь с застуженой спиной, когда на крещение "штрафников" отправили разливать воду в 30градусный мороз. Разливали ее все 24 часа. Часов 15 из них я провел на улице плеская ледяную воду которая замерзала пока летела в цель. Да лох, да дурак. Но вот так оно и было. А штрафанули меня за то, что я опоздал на службу без преувеличения — ровно на 2 минуты (я жил дома и добирался на общественном транспорте). Ко 2му курсу студентов поделили на "умных" и "дураков", "умных" реже цепляли с занятий на "послушания", а "дураков" наоборот, редко отпускали с "послушаний" на занятия, их держали лишь как бесплатную рабочую силу. Разумеется, сами студенты тоже делились на "стукачей" и "нормальных парней" со всеми вытикающими ("темные" и т.п.) Меня очень поразила неспособность стукачей делать выводы, сколько их не били, сколько ни устраивали "блокады" отказывая даже в самых мелких просьбах — они стучали исправно, видимо веря, что делают благое дело. Один из преподавателей (тоже бывший семинарист) кичился тем, как он следил за своим сокурсником по приказу инспектора, как крался за ним по городу и даже залез на дерево чтоб посмотреть что это он там делает с такой хорошенькой девушкой… Разумеется все это вызывало отвращение. к третьему курсу я уже все понимал, но продолжал учиться ибо не хотел менять шило на мыло (семинарию на армию), но желание "навернуть с ноги" попу росло с каждым днем. Мерзко было смотреть, как поощряются подхалимы–студенты (разумеется им выдавали "награды" в виде званий "заместитель инспектора" и т.п., тоесть они "возвышалсись" над остальными студентами) как ублюдки в рясах жрут "салями" и запивают настоящим греческим кагором, а на десерт всегда есть торт и понимать, на чьи деньги это было куплено, в то время как студенты давятся компотом с червями (однажды мы нашли крысиную челюсть в супе)… Пришол момент, когда все это так остопиздело, что я просто снял подрясник на глазах проректора бросил его у мусорку и ушол. навсегда. Вот что такое "семинария". Я не говорю, что так везде, так было у нас. Но по расказам "коллег–семинаристов" все они "на одно лицо". Я не жалею о этих годах, я там научился трезво смотреть на мир и разбираться в людях, неплохо изучил философию и три вида Богословия, сделал выводы о том, что правильно а что нет и понял что Бога в церкви нет. Бог он в сердцах достойных людей, тех, кого Pulemet назвал Героями, тех кто на просьбу о помощи не скажет: "Смиряся, сын/дочь моя, ибо господь посылает тебе испытание.." и прочую муть, а просто возьмет и поможет. Но таких, увы, мало.
Написал AY, 06.11.2008 в 14.25
Escaton: Я это понял так — сначала все "белые и пушистые" и есть отдельные "гады", потом начинаешь видеть как есть и становится гадко "а у вас другая планета есть?" и "не хочу быть Человеком". Но это не "гадов" стало больше — их всегда постоянный процент в популяции, это восприятие поменялось.
Теперь следующий этап — понять, что это естественно и что так у людей было всегда — и сто лет назад и тысячу. И жить с этим, не общаться с несимпатичными тебе личностями по возможности, общаться с "правильными" по своему мнению людьми.
Написал Escaton, 06.11.2008 в 15.15
AY: И опять вы правы. Не забывайте, что идут туда, в основном, люди еще не полностью сформировавшиеся как личность, молодые парни которым и 20ти лет нет, ослепленные блеском иконостаса и оглушённые такими правильными словами доброго батюшки: Вот он, он научит как правильно, он раскажет и своим примером покажет как жить! Посмотри вокруг, ярко горит паникадило, блестят иконостасы, приятно пахнет ладан…Чем не дворец добра? Другой мир! Так надо забыть все плохое что было за его дверьми, надо слушать батюшку и он всему научит!..
Проходит полгода, год. Те, у кого мозги были изначально начинают ими думать, глядя на все, что творится внутри этого "мира". Да, это закрытый мир, живущий своей жизнью, но разве лизоблюдство это благо? Конечно нет…Но почему оно так поощряется теми, кто по идее должен быть носителем добра?.. И таких вопросов с каждым днем все больше. и в конце да, "а у вас есть другая планета?"
Следущий этап да — я уже писал, студенты делятся на "стукачей" и "нормальных". Но с кем общаться, если поповство и подвывающие стукачи–табаки вовсю прижимают и выживают "нормальных" (ибо известно что бывает с белой вороной в стае черных)? Нормальные уходят. И вот ты стоишь и понимаешь, что ты последний из могикан, и готов ли ты положить всю жизнь находясь рядом с ВОТ ЭТИМИ, КОТОРЫЕ ОСТАЛИСЬ? И вот тогда, руки сами снимают подрясник и бросают его в мусорку. Я вот был неготов. Это было наверно мое первое по настоящему самостоятельное решение, оставить ВСЕ, и начать сначала. Найти себя в миру. Я считаю у меня получилось. И не жалею ни секунды о своем решении тогда.
Написал Pulemet, 06.11.2008 в 10.51
Была у меня девушка закомая, очень православная барышня. Когда я ей говорил, что среди попов много жуликов, она вздыхала и говорила: церковь от людей, какие люди, такая и церковь, какова паства, таковы и пастыри.
Сама, кстати, окормлялась в Троице–Сергиевой лавре у неприметного старичка. Старичок могучий был, жалко, что я его не знал. Он девушку очень правильно в жизни ориентировал, от пострига строго отговорил, она и замуж вышла хорошо, и работает успешно, и детки здоровы, дай Бог.
Или вот еще история. Есть у меня знакомец, военный, боевой офицер. Он мне рассказывал, что в рамках любого боя главное — отстрелить героев, тогда противника можно брать голыми руками. Для этого слегка подстреливается самый доходной, а потом кладутся насмерть те, кто пытается его вытащить.
Это я к чему?
Вот уже Бог знает сколько лет у нас отстреливают героев. Кто же остается? Кто выживает, заполняя гибкими организмами имеющиеся ниши? Правильно.
Следует ли из этого, что все они плохие? Нет.
Просто со скорбью душевной идти надо к герою. Хоть бы он и в рясе. А не к кому попало.
Написал Escaton, 06.11.2008 в 11.30
Pulemet: Соглашусь с каждым словом. Вот только Героев (именно так, с большой буквы) у нас давно отстрелили. В церкви еще раньше чем в миру. А те кто остался..вот они и остались. И именно "они" УЧАТ нас как жить. Это на самом деле страшно наблюдать, как семинаристы делятся на 2 лагеря 1–лизоблюды и подхалимы и 2–нормальные парни. И второй лагерь не остается в церкви, потому что "мораль" и "мировоззрение" этих "учителей" идет вразрез с нормальной, человеческой системой ценностей. Ну разве может нормальный человек тянуть КОПЕЙКИ из старушек? и ладно бы эти копейки шли на дело полезное, ну собрать там за год денег и организовать этим старушкам например паломничество на Валаам или Соловки — нет, они просто спускаются. Все кто был во втором "лагере" во время моей учебы –ушли из церкви. А остались и одели рясы угадайте кто. Но все–ж за 5 лет одного Героя я там встретил. Вот только не любит его епископат. Сидит "владыка" и думает: как это так, он "рядовой" поп а к нему люди идут и уважают его больше, чем меня целого архиепископа. И, разумеется, ни "повышения" по службе, ни формальных наград ему не дают, хотя тоже протоиерейство он заслужил больше чем вся епархия вместе взятая. Я в свое время сравнил это с изумрудом, упавшим в деревенский толчок. Изумруд опускается на самое дно, а наверху остается, пардон, дерьмо. Увы. :(
Написал Pulemet, 06.11.2008 в 11.55
Escaton: Все так, все так. Да и в миру не слаще, те же расклады. Но духовному человеку все же проще, ему разъяснен смысл того, что с ним происходит. В этом его преимущество, но в этом же и его крест, потому что не дается такое понимание душе бестрепетной и слабочувствующей, не способной к состраданию.
Потому и идут люди к Вашему знакомому. За искренним состраданием и утешением в скорби мирской. И слава Богу, что идут, награда ему это, и воздаяние не замедлит.
Написал Escaton, 06.11.2008 в 13.22
Pulemet: Это как сказать. Вот у моего знакомого священника–героя четверо детей. Самому ему от жизни ничего не нужно, за себя он спокоен, но ведь он же не дурак. Он понимает, что детей нужно выучить (и желательно в хорошем вузе) нужно одеть, обуть и накормить. И он прекрасно понимает, в какой среде он "работает", понимает за что его не любят, и почему ему завидуют. И конечно понимает, что добиться чего–то большего ему не дадут. Уйти? Невозможно. К нему идут как к батюшке, он от чистого сердца молится за своих духовных чад и он единственный преподаватель в семинарии который всегда понимал и помогал студентам (он очень хороший патролог). Перейти в другую епархию в надежде что там будет лучше? Невозможно без разрешения архиепископа (который конечно никогда не разрешит). Сбежать? Это все равно что снять крест, архиепископ отправит его "в запрет" к служению. Снять запрет может только тот, кто его наложил, даже сам патриарх Алексий 2й не может снять запрет наложеный какимнибудь районным епископом. Может только позвонить ему и сказать: "эй ты, слыш, ты чо тваришь то?", но не позвонит, также как президент не станет звонить военкому какогонибудь усть–мухосижинска с вопросом "ты чо петю громыкина в армию загреб?". Нет выхода. Точнее есть, но достаточно неприятный. Сделать так, чтоб ВЫГНАЛИ. пить, курить, ругаться матом… Но для Героя этот путь неприемлим. Вот и сидит он в рядовых попах уже лет 15 как и надеется что что–нибудь изменится.
Написал userfriendly, 06.11.2008 в 16.41
человек искренне ожидал, что за стенами института насаждения метафизической идеологии, в святая–святых этой организации, он получит непосредственный доступ к Истине, без светских "помех". А на деле ступил ногой в говно и разочаровался в Церкви.
Зато в светском мире ему проще. ;)
Написал Escaton, 06.11.2008 в 17.25
userfriendly: Именно так. И я такой был не один, не сказать что все, но большенство шло туда именно за этим. Ступить ногой в говно..Ну не знаю, я ведь не в одной епархии был. И везде наблюдал одну и туже картину: тех, кого в рамках данной дискуссии мы с подачи Pulemet–а начали называть Героями всячески "смиряют", в семинариях балом правят проректора (а разве в такой среде нормальный человек смог бы получить должность проректора?) и их шакалы–табаки инспектора. Разумеется радуются жополизы–студентики которых ставят старшими над нормальными студентами. Это уже не какая–то локальная кучка говна, это хуже. На протяжении многих постов я пытаюсь донести мысль, что да, это сплошь и рядом. Каждый, как справедливо заметил dealer, может привести множество примеров из жизни, кого–то "подсидели" на работе, кто–то лоханулся при заключении договора и теперь в жопе… Но это МИР. Такой как он есть. Ты в нем среди волков и должен сам быть волком чтобы выжить. Но разве таким должен быть мир Церкви, мир, который предендует на то, чтобы учить и вести людей, делать их чуть–чуть добрее и лучше?.. Разве так должны относиться друг к другу представители этого мира? Я свой выбор сделал, предпочел жить волком среди волков, если угодно, но не лицемерить и прятать волчью сущность под шкурой безгрешного агнца.
И последнее, но не менее важное: Церковь — изолированный мир живущий по правилам. В этом мире своя иерархия, и если ты хочешь быть частью этого его, то ты должен следовать правилам, которые устанавливаются твоим начальством. Ты учишся, получаешь образование ЦЕРКОВНОЕ, но достаточно несколько раз "залететь", нарушить правила и тебя выкинут. И ты окажешся на улице, без мирского образования, без работы. Без перспектив. Даже в 30 лет начать все с нуля не каждый сможет. а если тебе 40–50 лет? Церковь — не тот мир где можно сменить работу, это у нас если тебе не нравится оплата труда/условия работы/морда начальника ты можешь накатать заяву и пойти искать другую работу. Там этого нет. Либо все, либо ничего. Выкинули тебя — куда пойдешь? В другую епархию? Тебя там не примут, потому что ты приписан к той, в которой принял сан, про "запрет к служению" я уже писал выше.
Это я так обьяснил, почему в светском мире проще.
Написал logixor, 15.11.2008 в 00.16
"10–й год не за горами" вовсе не означает, что конец света "не за горами". Да и слово "10–й год" может означать, что угодно — 10–й год, как у них отремонтировали храм, 10–й год как Параскева из соседнего села купила корову, 10–й годок скоро исполнится уже родившемуся в мир Антихристу или еще что–нибудь.
То, что в ближайшие год–два нас всех очень крепко, почти беспрецедентно, прижмет в смысле экологии, экономики, политики, благосостояния, это понятно любому, кто не тратит свободное время попусту, а старается методично искать информацию о том, что реально происходит в мире, и какие у мира тренды.
По поводу воды. Не нужно быть доморощенным футурологом, и даже старцем, чтобы четко себе представлять: вода в ближайшем будущем будет стоить как нефть. Чистую, пригодную для питья воду, в отличие от нефти, в настоящее время можно посчитать с точностью до литра — это Байкал и несколько мелких озер в Европе и Северной Америке, а также арктические ледники, которые уже почти исчезли. Любая специально уполномоченная организация ООН типа ВОЗ вам скажет, что чистой воды в мире практически нет, а ту, что осталась, очень скоро без дорогостоящих опреснителей и фильтров пить никто не будет. Если только, конечно, не хочет прожить втрое меньше обычного.
To Escaton. Любимой присказкой моего начальника штаба были слова "Что помешало?". Вкупе с особым стальным взглядом и интонацией она обессмысливала, перешибала любые отговорки и причины, любой "детский лепет" и немыслимую "лапшу", которую пытались навесить подчиненные в свое оправдание за какой–то залет. Я тоже спрошу тогда: что помешало стать Героем? Что помешало стать таким же священником и встать рядом с ним плечом к плечу? Какой–то грозный враг? Ах, да, понимаю — на поле боя выдвинулась устрашающая, ужасающая армия обожравшихся и растерявших свою Соль "попов", стукачей и жополизов… Тут, согласен, у любого коленки затрясутся.
В Церковь идут не за жеманными разговорами на французском, не за мягким обхождением и изысканными манерами, не за приятной, непыльной работой, в Церкви не прячутся от армейки. В Церковь идут страдать. Настоящий христианин любит страдания, понимает их неизбежность и необходимость для души. Или, по крайней мере, стремится воспитать в себе стойкое терпение любых невзгод. Святитель Лука Войно–Ясенецкий даже написал такую книгу "Я полюбил страдание".
Ты столько проучился, но так и не понял, что Господь тебе дал великолепный шанс научиться принимать страдания, а это были поистине страшные страдания, потому что ты принимал их от тех, от кого даже и не ожидал принять — от своих же.
"Не хотел менять шило на мыло (семинарию на армию)". Испугался армии, спрятался под рясой ректора от духанки, от "лосей", "крокодилов" и мытья сортиров (хотя от последнего так и не избежал), а вот и зря. В армии ты бы до конца прочувствовал, насколько и насколько бесчеловечны бывают двуногие существа. Тогда бы не так строго судил тех, кто надел рясу для того, чтобы всего лишь обирать пустоголовых бабушек.
"Не вынесла душа Поэта, позора мелочных обид…". Не вынесла душа когнитивного диссонанса, окунулась обратно в житейское море. Думал, что убежишь, что больше не увидишь. Нет, это позиция страуса, потому что "елейных рож" все больше и больше, и они заполняют собой даже медийное пространство. А все почему? Потому что кто–то почему–то не стал Героем, выбыл из обоймы, а его место заняло еще одно ходячее пузо с пухлыми пальцами и своей маленькой стайкой подобострастных лизоблюдов и стукачей.
Что помешало?
Написал Escaton, 15.11.2008 в 23.10
logixor: Все, кто писал мне на этой странице, в чем–то правы. Вы не исключение, да, выпал из обоймы, да ушел. Да, не смог. Делает ли это меня "неистинным" христианином? Может быть. Но на каждый из заданных Вами вопросов у меня есть свое НО. Так получилось, что я осознал собственную амбициозность. Осознал к концу второго года. Страшно было уже не то, что вокруг свои которые вовсе не свои, к этому я уже успел привыкнуть. Я несколько ночей подряд не спал, пытался проанализировать, что меня ждет в лоне РПЦ. Я уже понимал, что я никогда не остановлюсь, буду учиться, буду добиваться в жизни бОльшего, чем уже имею до тех пор, пока не сдохну с зачеткой в кармане. Стать Героем в рясе мне помешало именно осознание того, что это "НЕ МОЕ". Монотонная жизнь в деревне (увы, на городской приход рассчитывать не приходилось, я не родственник архиепископа и священников в роду у меня не было) постоянное выслушивание жалоб старушек и отсутствие возможности помочь, потому что у самого на ужин плесневая буханка хлеба — вот что ждало всех, кто не был членом "царской семьи" и не умел грамотно лизать. Я не умел и не умею. Можно на это мне ответить "испугался, да?" — нет не испугался. Просто понял, что от такой жизни я банально сопьюсь, как спились многие до меня. И что получится? Получится то, что я принес свою жизнь в жертву непонятно чему и непонятно ради чего. Помогла бы моя жертва кому–то из тех, кому помощь нужна на самом деле? Или, быть может, "елейных рож" стало бы меньше? Не думаю. И тогда я решил то, что решил, уйти и найти возможность достойно жить самому не поступаясь каждый день своими принципами, лыбясь в лоснящуюся рожу архиепископа, которого презираю понимая, что всего одного его слова достаточно, чтоб навсегда перечеркнуть то, чего я добился за все эти долгие годы, не боясь быть вышвырнутым на улицу без объяснения причины и обречь на неизвестность себя и свою семью и т.д. Ну и по мере возможности помогать жить тем, кому нужна помощь.
Да, я чесно написал что учился третий год просто потому что не хотел менять "шило на мыло". Это, на мой взгляд, разумный поступок человека, который старается думать на несколько шагов вперед. На третьем курсе преподавали дисциплины, которые преподают в любом вузе, и хотя принести справку о том что "я это уже сдавал" не получилось, дисциплины я знал, что сильно облегчило сдачу экзаменов в академии куда я поступил после семинарии. Разумеется, по ходу учебы на третьем курсе я планировал дальнейшую жизнь, и терять еще 2 года в армии (после того, как я уже "потерял" три года в семинарии) заранее зная, что армия тоже не мое призвание было бы глупо. Таким макаром я убил двух зайцев. Можно сколько угодно рассуждать о том, в какую сторону вправила бы мне мозги армия — пустое. Вот только не нужно говорить мне что я прятался в семинарии от армии — это неправда. Вопрос о отсрочках студентам семинарии решался после получения нами повесток. А почуствовать "насколько бесчеловечными могут быть двуногие" можно не только в армии, в миру (особенно в сфере бизнеса где я сейчас и тружусь) примеров более чем достаточно.
Последние комментарии
1 год 7 недель назад
1 год 16 недель назад
1 год 39 недель назад
1 год 39 недель назад
2 года 2 недели назад
2 года 4 недели назад
2 года 16 недель назад
2 года 19 недель назад
2 года 20 недель назад
2 года 20 недель назад